интересные туристические события, красивые места России и многое другое в нашем Телеграм канале
Наши курорты Справочная система по курортам России
и ближнего зарубежья
меню
Регионы
Черное море Крым Азовское море Абхазия Горные курорты Кавказа Кавминводы Подмосковье
Москва
Урал
Байкал
Валдай и Селигер
Калининград

Дом, где живет душа поэта - Блог Наши Курорты


11 Февраля 2010

Пятигорск известен в нашей стране и за рубежом во многом благодаря Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Достопримечательности, связанные с его жизнью и творчеством привлекают сюда десятки тысяч туристов, а главной из них является музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, один из старейших литературных музеев России. Он был основан в 1912 году в маленьком домике под камышовой крышей, где поэт провел последние дни своей жизни. Когда появилась идея создать здесь музей, здание находилось в частных руках, и его состояние было таково, что хозяин решил его разрушить. Когда об этом узнали члены Кавказского Горного общества, они решили выкупить дом, но, не имея для этого достаточных средств, обратились в Пятигорскую городскую Думу, с просьбой о помощи и получили ее с условием, что в домике будет организован музей.


72


Мы беседуем со Светланой Гавриловной Сафаровой, заместителем директора государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова

Первое время музей существовал в основном на пожертвования жителей и гостей Пятигорска. Сразу после открытия, первый общественный «хранитель» музея Павлов обратился к соотечественникам с трогательным воззванием о необходимости поддержать его в сохранении последнего дома, в котором жил Лермонтов, и это помогло. На одной из стен дома установили металлическую кружку, в ней люди оставляли деньги на содержание музея, другие жители города начали приносить предметы быта лермонтовского времени, ставшие первыми экспонатами. После революции домик был национализирован и передан Российской Академии Наук. С этого момента начался новый этап в жизни музея, из Ленинграда приехали научные сотрудники академии во главе с Маргаритой Федоровной Никалевой, они систематизировали имевшиеся экспонаты и сделали первую, скромную экспозицию.


В музее хранятся книги отзывов разных лет, самая старая из них была заведена еще до его основания, на месте дуэли Лермонтова, по автографам в этих книгах можно проследить историю и Домика Лермонтова, и нашей страны. Множество записей дореволюционного времени и первых лет после окончания гражданской войны свидетельствуют о плачевном состоянии музея. Более благополучные времена наступили в середине тридцатых годов, когда была сделана новая экспозиция. Тогда музей все еще состоял из одного домика Лермонтова и его работники мечтали о том, чтобы им передали соседнее здание, дом Верзилиных, где произошла ссора Лермонтова с Мартыновым. Это произошло сразу после войны, в 1946 году, после чего сам домик стал мемориальным, а литературная экспозиция переведена в дом Верзилиных. До 1943 года в нем жила троюродная племянница поэта, Евгения Акимовна Шан-Гирей, она сохранила и сам дом, и вещи из него, ставшие музейными ценностями. Ее мать последней танцевала вальс с Лермонтовым, была свидетелем ссоры и от нее мы узнали подробности того драматического вечера.


Уникальные экспонаты

Евгения Акимовна передала музею самые первые важные экспонаты – кресло и письменный стол из петербургской квартиры Лермонтова, привезенные в Пятигорск ее отцом. Другим уникальным экспонатом является подлинная картина Лермонтова «Крестовая гора», ставшая последней находкой в лермонтоведении. На ее обратной стороне есть надпись «Сия картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена мне. Владимир Федорович Одоевский». В 1966 году на аукционе в Хельсинки картину приобрел известный балетмейстер и коллекционер Серж Лифарь. В 1971 году он приехал на гастроли в Москву и привез полотно собой, для того чтобы наши эксперты проверили его подлинность. Выяснилось, что картина действительно принадлежит кисти поэта, и владельца стали уговаривать подарить ее нашей стране, он на это согласился, но только при условии, что картина будет помещена в самый посещаемый лермонтовский музей. В России пять музеев поэта: в Тарханах, Тамани, Петербурге, Москве и Пятигорске, самым посещаемым оказался «Домик Лермонтова», и эту картину передали нам.


Помимо названных экспонатов здесь представлены прижизненные издания произведений Лермонтова (первый сборник стихов и роман «Герой нашего времени» вышедшие в 1840 году), подлинные вещи Мордвинова, игравшего Арбенина в «Маскараде», самое богатое собрание скульптурных изображений поэта. Отдел «Лермонтов в изобразительном искусстве» составляют картины художников прошлых веков и наших современников, обращавшихся к лермонтовской теме, в том числе подлинники Репина, Серова, Кустодиева. Наш небольшой провинциальный музей может гордиться такой уникальной коллекцией.


Музей интересует все, что связано с памятью и творчеством Лермонтова. Одной из интереснейших перспективных тем для нас может быть наследие Лермонтова в кино: первые и современные экранизации произведений Лермонтова, видеозаписи лучших театральных постановок. Интерес к данной теме довольно высок, – не так давно по телевидению был показан сериал «Печорин», скоро должен выйти фильм «Мишель Лермонтов», созданный Наной Джорджадзе.


Старинный жилой квартал Пятигорска, в котором расположен музей, уникален тем, что соседние здания, несмотря на все войны и революции XX века неплохо сохранились. Территорию музея «Домик Лермонтова» составляют четыре усадьбы: В.И. Чилаева, Верзилиных, Уманова, Котырева-Карабутовой. Квартал застраивался жилыми постройками с 1822 по 1915 год, его структура является характерной для градостроительства в южных городах России. Большинство зданий в нем относятся к 1820-З0м – времени застройки Пятигорска по «Образцовым проектам», разработанным в начале XIX века в Петербурге для русской провинции.


В 1973 году было принято специальное постановление Совета Министров РСФСР, преобразовавшее музей в «Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова», его центром стал мемориальный Лермонтовский квартал, а в соседних домах должны были расположиться новые экспозиции. К сожалению, постановление не было полностью выполнено, но постепенно, во многом благодаря помощи городской администрации, окружающая территория осваивалась. Мы и сейчас не отказываемся от идеи музеефицировать весь квартал. На одном из заседаний ассоциации клубов ЮНЕСКО сотрудники музея представили программу «Русский Парнас», предусматривающую создание в этом уголке Пятигорска городского культурного центра, не имеющего аналогов на юге России, состоящего из мастерских традиционных промыслов народов Кавказа, конференц-зала, небольшой гостиницы, литературного кафе и театральной студии.


PA014329


События и мероприятия

В 1995 году, когда я стала директором музея, был признан аварийным дом на соседней улице, в котором жил знаменитый русский композитор Алябьев. В то время было очень непросто заниматься развитием музейного дела, но благодаря поддержке администрации Пятигорска, ее тогдашнего руководителя Юрия Васильева и депутата Государственной Думы от нашего региона Станислава Говорухина, из федерального бюджета были выделены средства на расселение и реконструкцию здания. Через два года в нем был открыт музей Алябьева, ставший филиалом музея М.Ю. Лермонтова. Появление нового музея в маленьком Пятигорске стало уникальным случаем для середины девяностых, когда культура России погружалась во все больший упадок.


Большинство экспозиций домика Лермонтова являются стационарными, а здесь мы решили полностью изменить свою политику и начать делать то, чем в принципе и должны заниматься – пропагандировать русскую культуру. Сейчас в доме Алябьева проводятся литературные вечера, выставки талантливых творческих людей, – жителей Кавминвод, Ставрополья, соседних регионов Кавказа, Москвы. Особое внимание мы обратили на привлечение в музей молодежи. Обычно музеи – это очень консервативные учреждения и молодежь в них ходит не часто, а мы решили сделать так, чтобы молодые люди пошли к нам. Это оказалось сложно, но возможно. Один подвальчик в здании был отдан молодым художникам для творческих экспериментов, и они начали создавать в нем интереснейшие экспозиции! Необходимо отметить, что все выставки проводятся бесплатно, и очень важно, что здесь могут заявить о себе совсем молодые авторы. Возможно, эта площадка перестала быть музеем в классическом понимании, но самое главное, что нам удалось объединить на ней талантливых людей всего юга России. Культурная жизнь дома Алябьева весьма насыщенна – только за первый квартал этого года в нем состоялось шесть выставок, а сейчас проходит тематическая выставка натюрморта «Букет в хрустальной вазе», на которой представлены работы сорока авторов.


Несколько позже в доме Алябьева открылся музыкальный салон. Как на курортах обычно проводили вечера? Музицировали, пели романсы, читали стихи, и мы возродили эту старинную традицию. Музей разрабатывают сценарии таких программ, наши сотрудники, обладающие талантом художественного слова, выступают в качестве ведущих, а музыкальные партии исполняют артисты из Кисловодской филармонии и Пятигорского театра оперетты. Например, программу о последних днях жизни Пушкина ведет директор музея Ирина Сафарова, а романсы исполняет заслуженная артистка Пятигорского театра оперетты Ирина Комленко. Это был первый подобный опыт, потом мы заметили, что публике интересны адресаты любовной лирики Лермонтова и сотрудница музея, кандидат исторических наук Екатерина Соснина сделала такую программу.


Лермонтова не стало 190 лет назад, за это время многие композиторы обращались к его стихам, однако некоторые музыкальные произведения, созданные по мотивам лермонтовской лирики, не звучали в течение многих десятилетий. Директор музея Ирина Сафарова выбрала в архивах самые интересные из них и сейчас они исполняются снова. Естественно, в этом доме звучит и знаменитый алябьевский «Соловей».


На такие программы молодежь ходит не очень активно, поэтому мы решили пригласить в салон молодых музыкантов, после чего на одном из праздников поэзии выступила группа «Вересковый Мед», исполняющая стилизованную народную шотландскую музыку, а род Лермонтова как раз ведет свое начало из Шотландии. Теперь они часто играют у нас, собирая полный зал молодежи. После этого мы решили привлечь в музей еще более молодых людей – школьников, и совместно с директором музыкальной школы №1 им. Сафонова, Александром Шукалкиным, сделали школьный музыкальный абонемент, представляющий разные стили и направления, приобщающий детей к классической музыке.


В доме Алябьева регулярно проводятся творческие вечера поэтов Северного Кавказа и даже проходят показы моделей одежды, организуемые студенткой факультета дизайна Кавминводского института сервиса Ангелиной Антюфеевой.


В середине октября исполнится сорок лет со дня первого Лермонтовского праздника поэзии в Пятигорске. В первый раз он прошел на городском уровне, но постепенно стал событием всероссийского масштаба, собиравшим всех известных поэтов нашей страны, таких как Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Лев Ошанин и многие другие. В последние годы поэзия не пропагандируется так активно, как раньше, люди не знакомы с творчеством современных поэтов и эти праздники уже не так популярны как раньше. Но мы все равно их проводим, часто уговаривая поэтов приехать в Пятигорск за свой счет, и приятно, что многие откликаются.

Сохранение наследия

По постановлению правительства 1973 года в музей-заповедник вошли все Лермонтовские места Кавминвод: Эолова арфа, Грот Лермонтова, Цветник, Академическая галерея, Ресторация, памятник Лермонтову, место дуэли, гора Кольцо, Лермонтовская скала. Сейчас эти уникальные достопримечательности являются памятниками федерального значения, но находятся на балансах разных организаций и имеют разную степень сохранности. Сохранение и реставрация лермонтовских мест финансируются очень плохо, что представляет большую проблему для Пятигорска и всего региона Кавминвод. Мы несем за них моральную ответственность, но, не имея средств, не можем сделать что-то существенное. Пятигорск в силу своих возможностей помогает этим достопримечательностям, недавно за счет городских средств была отреставрирована Эолова арфа и сделан небольшой ремонт на месте первоначального захоронения Лермонтова, но этого недостаточно, ведь за ними нужен постоянный уход. Надеюсь, что когда-нибудь лермонтовские места перейдут на баланс музея-заповедника, получат специальное финансирование, и тогда будут находиться в таком же порядке, как усадьба дома-музея.


Отрадно, что находятся люди, помогающие сохранять культуру Пятигорска. Сам музей М.Ю. Лермонтова в основном финансируется из краевого бюджета, но недавно была возрождена традиция попечительского совета, почетным председателем которого является Михаил Юрьевич Лермонтов, представитель рода поэта, живущий в Москве и возглавляющий Национальный Лермонтовский центр, а действующим председателем – известный Кавминводский предприниматель Илья Илиади. Серьезную поддержку музею оказали бывший мэр Пятигорска Юрий Васильев, сегодняшний глава города Лев Травнев директор табачной фабрики «Донской табак» Иван Саввиди и многие другие. Например, замечательный человек из Вологды Евгений Лунин, в прошлом году пригласил к нам режиссера Михаила Резцова, сделавшего «Прикосновение», прекрасный фильм о жизни и творчестве Лермонтова.


Домик Лермонтова является самым посещаемым музеем Ставропольского края. Я убеждена, что причина этого в имени Лермонтова, к которому сюда приходят люди. Традиционно принято считать, что первый поэт в России – Пушкин, но ведь он прожил на десять лет больше Лермонтова, если бы Михаилу Юрьевичу были даны эти годы, то еще неизвестно, кто был бы впереди, ведь последние стихи Лермонтова: «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок», «Утес», «Пророк» – это настоящие шедевры русской литературы!


В 2012 году будет отмечаться столетие со дня рождения нашего музея, а в 2014-м двухсотый день рождения поэта. Министерство культуры готовит программу празднования этого юбилея, и естественно, часть мероприятий пройдет в Пятигорске. Помните, как широко праздновалось двухсотлетие Пушкина? Надеемся, что лермонтовский юбилей будет отмечен на таком же уровне, всколыхнет всю Россию, и жители нашей страны снова вспомнят о великом русском поэте.

Журнал "Кавказское гостеприимство"

Понравилась статья? Поделитесь ей в сосетях: