Подземелья с древнейших времен хранят в себе множество тайн, окутанных мистическими слухами и сказочными сюжетами. Входом в этот таинственный мир служат природные пещеры, многие из которых уже изучены, описаны и часто посещаемы учеными и просто любителями спелеологии. Тем интереснее увидеть и исследовать пещеры, которые до сих пор сохраняют свои секреты, прикоснуться к вечности и попытаться разгадать загадки, возраст которых сравним с возрастом нашей планеты. В нашей республике таких малоизученных мест достаточно много – это настоящая terra incognita для людей активных и любознательных.
О большой и труднодоступной пещере высоко в горах Кабардино-Балкарии я впервые услышал от знакомых ребят-альпинистов, которые побывали в ней больше трёх лет назад. Я внимательно слушал восторженные рассказы о небывалой её глубине и, честно говоря, решил, они невольно пропущены через «увеличительное стекло», подобно байкам охотников и рыбаков.
Однако желание побывать в этой пещере не покидало меня все эти годы. И вот недавно по работе оказался в том самом горном селении в Баксанском ущелье, из которого начинается тропа к пещере. Совершенно случайно познакомился с местным школьным учителем и в разговоре выяснил, что он бывал в этой пещере и готов к ней провести. В июне для изучения Заюковской пещеры-шахты в КБР прибыла экспедиция опытных спелеологов из Общероссийского общественного научного объединения «Космопоиск». Ребята охотно приняли моё предложение отправиться к высокогорной пещере. Таким образом, для экспедиции все обстоятельства сложились как нельзя лучше.
От села к пещере идти около трёх часов по очень крутой лесной тропе. Вход в неё расположен над узкой скальной полкой, нависающей над глубоким обрывом. Сам вход большой – высотой с двухэтажный дом. Все члены группы были в предвкушении новых открытий и впечатлений. Наш проводник посоветовал переодеться в рабочую одежду, включить фонарики и осторожно следовать за ним. Поначалу ничего необычного мы не увидели: узкий проход перешел в большой зал с высоким потолком, из которого вглубь горы вело множество галерей. Достаточно просторные в начале, затем они стали превращаться в горизонтальные лазы, узкие щели, через которые едва протискивается человек средних размеров. С первых минут я обратил внимание, что внутри пещеры практически отсутствуют острые углы, а стены словно отшлифованы наждачной бумагой.
Очевидно, это означает, что когда-то по этим лабиринтам текли подземные реки. Через час после начала подземного путешествия мы оказались в большом зале, с потолка которого свисали сталактиты, а из пола торчали сталагмиты. Впечатлениям и восторгу от увиденного не было предела - увидеть мир древней пещеры, тысячелетия скрытого в недрах земли – настоящий подарок судьбы для человека, выросшего в лабиринтах городских. Казалось, что мечта многих лет сбылась – я в глубине той самой пещеры, стою посреди сталактитового зала и наслаждаюсь пугающей красотой затерянного подземелья. Однако наш проводник сказал, что это только начало, хотя мы ушли достаточно далеко от входа.
Мы пошли, а точней – поползли - дальше, так как свисающие сталактиты не позволяли передвигаться, даже согнувшись. За сталактитовым залом я насчитал больше десяти проходов и разветвлений. В одном из них в какой-то момент мой фонарь внезапно погас, и я в абсолютной мгле с ужасом ощутил свою полную беспомощность, представив на мгновенье, что будет, если фонарь откажет, а ребята не смогут меня найти в цепочке нескончаемых лабиринтов… Что-то хрустнуло под ногами. Присмотрелся - очередной зал был весь завален черепами и костями животных. Такие картины, чьих-то кровавых трапез производят гнетущее впечатление и поэтому, когда я через некоторое время услышал глухие голоса своих спутников где-то впереди, искренне обрадовался, что на своем пути встретил не голодного волка или медведя, а своих собратьев по разуму – хомо сапиенс. Честно говоря, уже тянуло обратно– на свет божий, но наш проводник не уставал удивлять. С нескольких попыток он нашел лабиринт, который привел нас к подземному озеру. Стало понятно, что для осмотра этой пещеры одного дня не хватит… После четырёхчасового путешествия по запутанным ходам и лазам воспринимать происходящее адекватно было сложно: чувство времени и пространства пропало. Если бы не нацарапанные на стенах стрелки, вряд ли бы мы легко нашли дорогу к выходу. По пути проводник навел свой фонарь на одну из галерей и как бы невзначай заметил, что там лежат человеческие скелеты. Я не поверил, но... По небольшому залу были раскиданы несколько скелетов и черепов, а в глубине находилась настоящая гробница, в которой покоится множество человеческих останков. Из тьмы тысячелетий, нарушенной светом фонарей, зияли черные глазницы, словно возмущаясь нашим появлением. Если бы этому захоронению было два-три столетия, рядом с костями должны были находиться остатки истлевшей одежды, как это наблюдается в склепах по всему Кавказу. Здесь же, в глубине пещеры лежали только кости. Невольно задумаешься, сколько же им лет? Кто эти люди, которые использовали подземелья как гробницу, а, может, и как жильё? От кого они прятались и от чего погибли? Вопросов множество. По возвращению в село, все участники экспедиции были едины во мнении, что место нахождения этой уникальной пещеры не должно стать широко известным, и возможно, тогда она еще долгое время сохранит свою первозданную красоту и таинственность. Поэтому в своём рассказе я не указываю ни названия села, ни местности, ни имён. Для проведения радиоуглеродного анализа из пещеры были взяты фрагменты костного материала, которые отправлены в Германию. По предварительным результатам изучения образцов костной ткани, фрагменты принадлежат подростку, а возраст костных останков несколько тысяч лет.
Тенгиз Мокаев,
действительный член Русского географического общества.