интересные туристические события, красивые места России и многое другое в нашем Телеграм канале
Наши курорты Справочная система по курортам России
и ближнего зарубежья
меню
Регионы
Черное море Крым Азовское море Абхазия Горные курорты Кавказа Кавминводы Подмосковье
Москва
Урал
Байкал
Валдай и Селигер
Калининград

Большое путешествие на Кавказ и Эльбрус клуба "Первопроходец" Сахалинского Государственного Университета - Блог Наши Курорты

24 Июня 2011
- Здравствуй, ты горец?
- Да, я горец.
Кавказское приветствие
В период с 30 апреля по 10 мая 2010 года студенты ЮСПК и ФСиТ СахГУ отправились в непредсказуемое и многообещающее путешествие в Кабардино-Балкарию. Восемь отчаянных студентов и руководитель клуба "Путешественник" дерзнули покорить самую высокую гору СНГ и Европы - Эльбрус, выроста которой 5642 метра над уровнем моря.
ДЕНЬ 1.
Нашу группу, впоследствии прозванную Аргонавтами, туманно-дождливым днем провожал аэропорт города Южно-Сахалинска. 9 часов, разделяющих областной центр от Москвы, в дружной компании пролетели почти незаметно. Новый терминал D аэропорта Шерементьево удивил нас хай-тек дизайном огромных ангаров и залов и … отсутствием стойки такси. Московские пробки стали первым довольно-таки серьезным препятствием на пути к долгожданному отдыху и сну в комфортабельных номерах ВНУКОВО-ОТЕЛЬ.
ДЕНЬ 2.
Ранним утром небольшой самолет с поэтическим и настораживающим названием БОМБАРДИР (крутыми виражами на взлете и посадке пилот оправдал название своего воздушного судна) за 2 часа доставил нас в сердце Кавказа - цветущий, ухоженный, утопающий в зелени город Нальчик, столицу Кабардино-Балкарии. На выходе из аэропорта нас встретил Тенгиз Мокаев (кстати, выпускник факультета сервиса и туризма Кабардино-Балкарского Государственного Университета) - гид-проводник, который за дни нашего пребывания на Кавказе стал нам очень дорогим человеком. Закупив необходимые продукты, мы отправились в Приэльбрусье. 125 км. пути до альпинистского лагеря Шхельда никого не оставили равнодушными: кабардинские села, в которых дома стоятся 2-3-мя поколениями, пасущиеся стада коров и отары овец, бескрайние зеленые равнины, холмистые возвышенности, уходящие резко вверх скальные вершины, прячущие в своих расщелинах целые горные города, обрывы, по дну которых с рокотом бегут настоящие горные реки, низко летящие облака, цепляющиеся за вершины облака... В одном из горных сел наша группа основательно запаслась теплыми вязаными вещами, созданных руками настоящих горских женщин. К закату мы добрались до Шхельды. Прекрасный ужин, долгожданный душ и свежий горный воздух довольно-таки быстро заставили нашу группу уснуть глубоким безмятежным сном на высоте 2300 метров над уровнем моря.
1 Тренировочный поход к Шхельдинскому леднику
2 В походе
3 В походе
ДЕНЬ 3.
Вы когда-нибудь умывались ледяной водой, которую порождает таящий ледник возрастом в несколько миллионов лет? Если ваш ответ - да, значит вам посчастливилось побывать на Кавказе. А у нас начинался новый день, обещающий множество приключений. По-домашнему простой и вкусный завтрак сменился борами в дорогу - мы отправлялись в первый акклиматизационный поход по низине ущелья на высоте 2300 - 2700 м.н.у.м. За 3 часа мы проделали серьезный путь, минуя горные расселины, переходя русло горной реки, карабкаясь по снежной насыпи, образованной сошедшей недавно лавиной, восхищаясь веичественной панорамой скал Кавказского хребта, которые периодически вплотную подступали к нам. Иногда на камнях встречались памятные доски с именами и фотографиями тех, кто не вернулся с гор… и для путешественников стал напоминанием об осторожности и внимательности к каждому шагу. Ведь горы ошибок не прощают, а халатность сурово наказывают. Добравшись до низины ущелья, мы оказались на песчаном (!) берегу вблизи от огромного ледяного грота, внутри которого зарождались многочисленные горные реки. Привал, вкусный обед, прогулка к старому подвесному мосту, сооружение из камней увековечивающей нашу малу родину надписи на песке и, конечно же, непрерывная фотосессия. Вернувшись в лагерь на удивление мы обнаружили, что усталости нет совсем, и согласились на предложение гида совершить еще одну акклиматизационную прогулку.
Спустя час, наша группа находилась на поляне горнолыжного склона Чегет. Открытые сиденья канатно-кресельной дороги в течение получаса подняли нас на высоту более 3000 м.н.у.м. Вы только представьте лица наших студентов, когда они болтали ножками над обрывом в пару километров, дно которого разглядеть было просто невозможно. На вершине нас ожидала великолепная панорама Кавказских гор, величественно обступающих горнолыжный курорт, и вкусный обед из блюд национальной кухни с чаем из высокогорных трав и облепихи. Неожиданно горы и наше кафе (названное в честь любителя туристической и горной романтики отечественного поэта-барда Юрия Визбора) окутал густой туман, и обратный спуск по канатной дороге мы проделали в абсолютно белом пространстве, в котором, казалось, остановилось даже время.
Внизу нас ожидал инструктор, который обстоятельно рассказал об альпинистском и продемонстрировал возможности специальных "кошек", телескопических палок и прочих мудреных, но так необходимых для горных восхождений вещей. После ужина Тенгиз провел обучающий семинар для наших студентов по туристско-рекреационному потенциалу Кавказа и Кабардино-Балкарской республики.
4 У Шхельдинского ледника
5 Песчанный пляж близ Шхельдинского ледника
ДЕНЬ 4.
Ранним утром ласковое солнце согревало заспанные вершины, пение птиц заставляло невольно улыбаться, а нам предстоял нелегкий переезд в самую высокую гостиницу России - "Бочки", расположенные на высоте 3800м.н.у.м.
Путешествие на вершину началось с поляны Азау - крупнейшего международного центра горнолыжного туризма. Отведав настоящего кавказского Лагмана и Хичинов (что-то среднее между хлебом и блинами), мы загрузились в кабинки фуникулера и отправились на высоту 3500, постепенно растворяясь в белом молоке облаков. На вершине канатной дороги нас ожидал снежный трактор, который доставил группу к гостинице "Боки". Крутой подъем вверх, порывистый ветер, крутящий снежные облака, снежная стена с одной стороны и бесконечный обрыв с другой, сделали поездку на ратраке незабываемой. Несмотря на простоту, даже аскетичность номеров, в "Бочках" оказалось тепло и уютно, а периодически открывающаяся панорама главного кавказского хребта - настолько очаровывала нашу группу, что никто не скрывал восторг. После вксног ужина, приготовленного профессиональным высокогорным поваром Мариам, украинский инструктор Александр, специально прикомандированный к нашей группе, посвятил наших студентов в тонкости восхождения на Эльбрус. Незаметно наступила ночь, звезды были такими большими и спустились так низко, что казалось до них можно дотянуться руками.
6 Тренировочный поход на склоне Эльбруса
7 На склоне Эльбруса
8 На склоне Эльбруса
ДЕНЬ 5.
5 мая мы отправились на покорение Скал Пастухова - высоты 4500, которая является последним рубежом перед восхождением на Эльбрус. Яркое солнце освещало горы кавказского хребта, раскинувшиеся от горизонта до горизонта на многие сотни километров вокруг, густые облака закрывали вершину Эльбруса, бескрайние снежные поля и вершины манили своей непостижимостью и величием. Смелые студенты колледжа и факультета уверенно набирали высоту, не преставая восхищаться непередаваемыми масштабами Эльбруса.
Однако горы не любят шутить и неизбежная горная болезнь заставляла некоторых из нас время от времени поворачивать назад и спускаться обратно в лагерь. Густой туман, периодически налетающие плотные облака вынуждали нашу группу ориентироваться по специальным сигнальным столбикам, установленным по всей длине восхождения к Скалам Пастухова. Несмотря ни на что, Товбин Леонид, Глухин Егор и Сухорукова Ольга спустя 4 часа неимоверно тяжелого пути достигли вершины 4500! На несколько минут над кавказским хребтом разошлись облака, отблагодарив мужественных путешественников возможностью созерцать величественную панораму кавказских гор.
8 Тренировочный поход на склоне Эльбруса
8.1 Привал у Приюта 11
ДЕНЬ 6.
6 мая ближе к рассвету в 4 часа утра на снежном тракторе мы проводили Леонида и Егора в группе с 4-мя проводниками и горными инструкторами до Скал Пастухова и пожелали им во что бы то ни стало покорить вершину и благополучно вернуться в лагерь. Укомплектованные специальным альпинистским обмундированием наши мужественные Леонид и Егор казались как минимум космонавтами, отправляющимися на орбиту, максимум - членами экспедиции, высадившейся на неизвестной планете. Ребята ушли в горы, остальные отправились наслаждаться рассветов в горах и делать незабываемые фотографии.
К 9 утра мы получили радостное известие - гид-проводник Тенгиз позвонил с вершины Эльбруса и сообщил о том, что величайшая вершина Европы и России - ПОКОРЕНА! Более того Егор Глухин и Леонид Товбин стали ПЕРВЫМИ Сахалинцами, непрофессиональными альпинистами, которые покорили высоту 5642! Радости в нашем лагере не было предела: каждый ощущал себя сопричастным к этому сложнейшему и отчаянному достижению. У Сахалинской Области, у нашего колледжа и факультета появился еще один повод для гордости!
Спустя 13 часов от начала восхождения Леонид и Егор вернулись в лагерь. Бурные аплодисменты, радостные поздравления и стихи Владимира Высоцкого встретили ГЕРОЕВ.
Товбин Леонид: "Самым сложным при восхождении на Эльбрус был участок, который называется седловина. Здесь я принял решение не идти дальше. Но я заставил себя собраться и дойти до вершины. Там наверху меня поразила одна вещь: со стороны Кабардино-Балкарии Приэльбрусье - это скалы, со стороны Грузии - бескрайние зеленые холмы".
Глухин Егор: "Перед вершиной мы ощутили резкий запах сероводорода, Эльбрус - это же потухший вулкан. Было очень тяжело идти. Захватывающим был подъем по узкой ледяной тропе вверх по отвесному склону, справа от которого - глубокая многокилометровая пропасть. На вершине мы обнаружили (кто бы мог подумать!) красную 16-и килограммовую гирю!!! Кто и зачем ее сюда занес? Главное - откуда у этого чудака взялось столько сил?"
9 Ночной выезд восходителей
10 Начало восхождения на Эльбрус
11 Рассвет над Кавказом
ДЕНЬ 7.
Ранним утром наша группа покинула высокогорную гостиницу "Бочки", сменив буквально за час суровую зиму на ласковое весенние солнце, которое уже месяц хозяйничало в низовьях Приэльбрусья. По пути в новый пункт размещения - санаторий "Голубые ели", мы посетили Чегемское ущелье и высокогорный аул - Верхний Чегем. Живописные кавказские горы становились все выше и круче, знаменитые альпийские луга уходили за линию горизонта, шумная горная река пробивала себе дорогу по дну 500-метрового ущелья. За одним из поворотов отвесная скала буквально взлетела перед нами, и мы оказались в одном из самых красивейших мест Кабардино-Балкарии - на Чегемких родниковых водопадах. С высочайших шатром нависающих скал в русло горной реки низвергались многочисленные потоки чистейшей ледяной воды. Картина буквально завораживала взгляд. Под одной из скал расположилось уютное кафе, хозяин которого накормил нас отменным шашлыком из баранины.
После обеда мы проехали до одного из старинных сел Кабардино-Балкарии и увидели 300-летнюю башню, с которой связана одна из древнейших легенд Кавказа, а также посетили родовую саклю самого почитаемого на Кавказе национального поэта К.Ш. Кулиева (кстати, именно здесь снимался знаменитый фильм Алексея Балобанова "Война").
12 Рассвет на Эльбрусе
12.1 Рассвет на Эльбрусе.jpgf
13 Привал восходителей
14 Последние метры до вершины Эльбруса
ДЕНЬ 8.
На восьмой день наших приключений мы посетили знаменитое Черекское ущелье. Удивительная панорама скального ущелья, огромные, лежащие на горных дорогах камни, пропасти, дна которых просто не разглядеть, прорубающий скал 15-км тоннель, стремительно бегущая по камням горная река, и великолепные грандиозные панорамы Кавказа стали для нас еще одним эстетическим наслаждением и непередаваемым словами впечатлением.
В этот день нам посчастливилось побывать на знаменитых Голубых озерах. Вода самого большого из них абсолютно прозрачна и просматривается на 40-50 метров, а глубина озера (в это сложно поверить) - более 330 метров. В обед нас угостили настоящим кавказским шашлыком из свежего мяса горного барашка и дымящимися Хичинами…и все это в кафе на берегу знаменитого Секретного озера, спрятанного в верховьях Чегетского ущелья.
15 На вершине Эльбруса
15.1 На вершине Эльбруса
16 На вершине Эльбруса
17 На вершине Эльбруса
ДЕНЬ 9.
В заключительный день нашего пребывания на Кавказе мы отправились в Северную Осетию. Однако перед долгой дорогой гид Тенгиз решил сделать нам сюрприз. Практически всех участников нашей экстремальной экспедиции посвятили в дельтапланеристы: в течение 5-и незабываемых минут на собственноручно сконструированном дельтомотоплане профессиональный летчик-испытатель катал нас по небу Кавказа, заставляя восхищаться масштабами и красотой Кабардино-Балкарских скал и равнин, вызывая адреналиновые бури на вираже под названием "свободное падение"…
Северная Осетия - встретила нас заброшенными полями и низкими домишками, не в пример цветущим и богатым кабардинским селам. 2-х часовой путь завершился в низине грандиозного ущелья, со всех сторон окруженного относительно пологими, но уверенно уходящими ввысь на 3-4 км. горами. В глубине ущелья нас ожидал музей под открытым небом - знаменитое осетинское кладбище – « Город Мертвых», возраст которого превышает 700 лет. Симпатичные скелетики засматривались на нас сквозь специальные окошечки у основания больших пирамидообразных могильниках. Миновав кладбище, мы посетили еще одну осетинскую знаменитость - местную сторожевую башню.
18 Встреча восходителей в базовом лагере
19 После восхождения
20 На Чегемских водопадах
21 На Чегемских водопадах
ДЕНЬ 10.
Перелет Нальчик - Москва - Южно-Сахалинск. Мы дома. Сахалин встречает своих героев.
Для справки:
Что такое Кавказ? Кто-то скажет: горы. У кого-то появится ассоциация с гордыми и воинственными мужчинами. Найдутся и такие, для кого Кавказ - это край контрастов: здесь соседствуют буйство красок с однообразно-белыми горными вершинами, строгость нравов с темпераментными танцами, мечети с христианскими храмами, холодные реки с теплым морем. Кавказ - это талантливые люди, знающие себе цену, их особый уклад жизни, неповторимая природа, древняя культура.
Кабардиино-Балкаарская Республика - республика в составе Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Образована - 1 сентября 1921 года. Столица - город Нальчик.
Кавказский хребет - горная цепь, простирающаяся на 1200 км с запада на восток от Чёрного до Каспийского моря. Кавказский хребет образует непрерывную горную цепь шириной около 180 км и делит Кавказ на две части: Предкавказье (Северный Кавказ) и Закавказье.
Приэльбрусье - район центрального Кавказа, ближайшие окрестности высочайшей горы Европы - Эльбрус.
Эльбрус - (карач.-балк. Минги тау) - гора на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Эльбрус расположен севернее Главного Кавказского Хребта и является высочайшей вершиной России. Учитывая, что границы части света Европы неоднозначны, нередко Эльбрус называют также высочайшей европейской горной вершиной
Кайсын Шуваевич Кулиев - (1917 - 1985) - балкарский поэт. Произведения Кулиева были переведены на русский, осетинский, казахский и многие другие языки народов мира.
22 В сакле-музее Кайсына Кулиева
23 В сакле-музее Кайсына Кулиева
24 На Голубом озере
25 На Голубом озере
26 В теснине реки Черек
Клуб "Первопроходец" выражает благодарность всем, кто сделал пребывание наших студентов на Кавказе комфортным и незабываемым. Спасибо ТК "Путешествие", и ее директору Елене Журавель, спасибо гиду-проводнику Тенгизу Мокаеву, сопровождающим инструкторам Александру и Дмитрию, студенту-практиканту ФСиТ СахГУ Астемиру и его отцу Амуру, и всем, кто радушно принимал нас на большой земле.
Р.S.Клуб нашего колледжа и факультета "Первопроходец" напоминает всем, что любые, самые смелые и дерзкие мечты, могут быть воплощены в действительность! Мы готовы открывать новые направления и испытывать новые маршруты!
27 К взлету готов
28 Полет над Черекской долиной
29 Полет над Черекской долиной
В Городе Мертвых в Северной Осетии
Момент расставания
Автор статьи: Сергей Шаров, руководитель клуба "Первопроходец", зам. директора

Понравилась статья? Поделитесь ей в сосетях: