Первый пятигорский трамвай (прицепной вагон)

Первый пятигорский трамвай (прицепной вагон)

Пятигорский трамвай был пущен в 1903 году одновременно с ессентукской ГЭС «Белый Уголь», которая считается первой российской государственной гидроэлектростанцией. Всё электрооборудование для ГЭС и для трамвая поставила фирма «Сименс и Гальске».*
Первые линии трамвая были проложены от вокзала до Елизаветинской галереи и от Николаевского цветника до Провала. До 1924 года работали только эти два маршрута. Сейчас протяженность трамвайных путей в городе составляет 48 км. В старом трамвайном депо (просп. Кирова, 85) стоит реставрированный первый пятигорский трамвай (прицепной вагон).
Интересный факт – в России только пятигорский и калининградский трамваи узкоколейные.** Ширина колеи у них равна 1000 мм (между внутренними кромками рельс). В других российских городах узкоколейные трамвайные пути или разобраны, или «перешиты» на стандарт железных дорог – 1524 мм (5 футов). Только в Ростове-на-Дону используется европейский стандарт 1435 мм.


* Немецкой фирме Siemens & Halske принадлежит множество мировых достижений: первая телеграфная линия (1849, Германия), первая гидроэлектростанция (1881, Великобритания), первый электрический трамвай (1881, Берлин), первая линия метро (1896, Будапешт). В России Siemens & Halske приходилось конкурировать с другими фирмами. Первый электрический трамвай появился в Киеве (1892), его проект разработал инженер Коломенского завода Аманд Струве. Siemens & Halske строила второй – в Нижнем Новгороде (1896), а также трамваи в Москве (1899) и в некоторых других городах. Крупнейшую сеть электрического трамвая в Санкт-Петербурге оснащало Американское электротехническое общество Westinghouse (1907).
Siemens & Halske (с 1966 – Siemens) имеет давние торговые связи с Россией. В 1852 г. один из основателей фирмы изобретатель Вернер фон Сименс, приехав в С.-Петербург, добился крупного заказа на создание общероссийской телеграфной сети. Младший брат Вернера – Карл стал постоянным представителем фирмы в России; позже он принял российское подданство, а в 1896-м получил дворянское звание. Россия стала для Карла Федоровича Сименса и для его детей второй родиной.
К началу XX столетия в России работали несколько крупных заводов Акционерного общества русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». После революции, несмотря на то, что все заводы были экспроприированы, Siemens & Halske продолжила сотрудничество с советской Россией и поставила, например, турбины и электрооборудование для легендарного ДнепроГЭСа.


** Электрический трамвай в Кёнигсберге был построен Siemens & Halske в 1895 г. Сейчас он является старейшим на территории современной России.

tram2

Пятигорский трамвай

Автор:  Алексей Алейник,  статья из путеводителя «Пятигорск»


Теги: , , ,