В конце августа в Северной Осетии состоялся уже ставший традиционным Международный альпинистский фестиваль «Казбекиада-2011», в котором приняли участие я и двое моих друзей-альпинистов. Старт участников альпиниады был из города Владикавказ 20 августа.
На нескольких пассажирских ПАЗиках нас провезли по дороге через Куртатинское ущелье, мимо древних аулов, крепостей и башен, через Какадурский перевал, мимо Города мертвых, в селение Кармадон.
В Кармадон мы приехали уже под вечер. После переклички, согласно списку заявленных участников, нам выдали пропуска в пограничную зону и сказали самостоятельно идти к первому промежуточному лагерю «Песчанный берег», который находился посреди Геналдонского ущелья, на высоте 1900 м. над уровнем моря.
Первый переход был очень интересным и запомнился надолго. Шаг за шагом рельеф медленно менялся. Селение Верхний Кармадон и Пограничная застава становились все ниже и меньше, а река Геналдон, на уровне которой мы начинали старт, вскоре оказалась в глубокой пропасти. Слабый вечерний ветерок, зародившийся где-то на Майлийском леднике, освежал лицо и помогал немного понижать температуру разгоряченного тела, борющегося с крутым подъемом и тяжелым альпинистским рюкзаком.
Через три часа после старта, за высокогорным селом Тменикау, начало темнеть и бывалые на этом маршруте альпинисты сетовали, что выход состоялся слишком поздно и до ночи к Песчанному берегу не дойти. Тогда мы решили устроиться на ночлег прямо близ тропы, на благоухающем альпийском лугу, рядом с родниковым источником.
К 14:00 следующего дня мы добрались до второго базового лагеря на Верхних Кармадонских источниках. До чего же мы были приятно удивлены, увидев среди скал, в окружение ледников, выложенные руками человека, каменные ванны, которые наполнялись бьющими из глубоких недр земли термальными источниками минеральной воды.
На источниках наш лагерь стоял почти двое суток. За время нахождения там мы сполна восполнили потраченные при переходе силы, отогрели в горячей воде ноющие мышцы и суставы, познакомились с другими участниками альпиниады.
На третий день альпиниады, прямо на территории палаточного лагеря состоялось общее построение. На построении организатором альпиниады, Казбеком Хамицаевым, была подробно озвучена дальнейшая программа, а также каждому желающему позволили задать все интересующие вопросы.
Ранним утром четвертого дня, в густом тумане, окутавшем теснину Геналдона, мы сняли свой лагерь и отправились к следующему промежуточному лагерю, расположенному на скалистом выступе, над бездонной пропастью. Первым препятствием на пути стал язык ледника Майли. В одном месте были заранее провешены страховочные перила, по которым должны были подняться все участники. Так как нас было более ста человек, подъем на ледник отнял около трех часов.
Дальше мы шли уже прямо по языку ледника, не снимая с ботинок кошки. В нескольких местах на пути вставали глубокие ледяные промоины. К обеду мы подошли к отвесной скале, в одном из мест которой также были провешены страховочные перила. Так как скальный участок был промаркирован каменными турами, а некоторые ребята шли по этому маршруту не в первый раз, мы, в количестве двадцати человек попросили организатора отпустить нас вперед, чтобы не создавать столпотворения на узкой скальной тропе. После получения согласия, мы выдвинулись вперед.
Погода как будто играла с нами. Туман то поднимался вверх, то накрывал нас белой пеленою, а температура воздуха то заставляла укутываться, то раздеваться. К вечеру, после непрерывного подъема, силы были на исходе. Густой туман, ограничивающий видимость, добавлял к физической усталости еще и психологическую, так как мы никак не видели лагеря, который, по словам бывалых на маршруте ребят, должен был быть близко.
Из-за темных облаков и густого тумана темнеть стало раньше обычного. В промежуточный лагерь мы добрались около 20:30 на исходе сил. Лагерь находился на высоте 3300 м. над уровнем моря. Не успели перевести дыхание – сильно повалил мокрый снег. Нужно было быстро разбивать лагерь и прятать вещи в палатке. Разбив лагерь, мы приготовили ужин и наконец-то согрелись, напившись горячего чаю.
К тому времени уже совсем стемнело, а снег повалил еще сильнее. Участники продолжали пребывать в лагерь небольшими группами, еле волоча ноги и тяжелые рюкзаки. Но основная группа так и не появлялась. Мы очень за них переживали, так как и без того трудная для подъема узкая скалистая тропа над пропастью стала еще и скользкой. Периодически где-то внизу мелькали огоньки налобных фонариков, но сил идти к ним, чтобы помочь донести груз, к сожалению, не было, и мы легли отогреваться в свои палатки. Часа через полтора услышали многочисленные голоса прибывшей основной группы и только тогда спокойно смогли заснуть, не переживая за них.
На следующее утро я проснулся еще до восхода. Изумлению от окружающей меня красоты не было предела. Туман к утру отступил немного ниже лагеря и открылся великолепный вид вершины Майли Хох и Джимарай Хох. До ближайшего ледника всего-навсего было не более 50 метров, а бездонная пропасть, в 15 метрах от лагеря, наполненная облаками, напоминала океан. Первые лучи утреннего солнца озарили макушки окрестных гор, затем покрыли золотом ледники, потом медленно и нежно осветили наш палаточный лагерь, именуемый в народе «Крест», из-за православного креста, установленного там, в память о погибших альпинистах.
После предыдущего перехода лагерь оживал очень медленно. Уставшие, промокшие и продрогшие люди утром очень неохотно и лениво вылезали из нагретых теплом собственных тел спальников и палаток.
Ближе к 9:00, по лагерю было объявлено, что нужно подняться еще на 800 метров вверх, на Казбекское плато, где будет разбит последний (штурмовой) лагерь.
Подъем занял часа 3 или 4. К 15:00 мы уже были на высоте 4149 м., прямо на Казбекском плато. С плата открывался великолепный вид на вершину Казбека, Майли Хох, Джимарай Хох и другие окрестные вершины Главного Кавказского хребта. Замыкающими на плато поднимались организаторы восхождения, чтобы убедиться лично, что никто не отстал и не заблудился.
Организатором были объявлены сутки отдыха и акклиматизации на плато перед восхождением, однако мы слышали, что небольшая группа альпинистов собирается выдвигаться на вершину уже ближайшей ночью. Так как мы уже были достаточно акклиматизированы и чувствовали в себе силы, то попросили организатора отпустить нас вместе с первой группой восходителей, и он разрешил.
Заранее приготовив все необходимые вещи и снаряжение, обсудив все детали восхождения, мы рано легли спать, чтобы выдвигаться на штурм вершины Казбека в четыре утра.
Ночью спалось плохо, порывистый ветер, характерный для Казбекского плата, как будто ледяным кулаком ударял по стенкам палатки. Несмотря на теплые спальники, внутри палатки было прохладно.
Встали мы в начале четвертого утра. Первым признаком морозности стал с трудом открывающийся замок палатки. Небо было очень ясным, звезды тысячами огней украшали высокогорное небо и казались такими близкими, что их можно потрогать руками. Еще бы – ведь мы почти на четыре километра ближе к небу, чем дома.
Надев теплую одежду, прикрепив к ботинкам кошки и скрепившись страховочной связкой, мы впятером ступили на Казбекский ледник. Ветер обжигал щеки ледяным дыханием. Шли мы медленно, постепенно набирая темп. После затяжного подъема, мы вышли на ровную поверхность, где на фоне ледяной пустыни во всей своей красе показались обе вершины Казбека.
В это время начало светать. Сначала все вокруг переливалось фиолетовыми оттенками, затем, когда солнце пробилось сквозь океан облаков, вершина Казбека вспыхнула золотом. Диск солнца медленно вставал из-за горизонта. Вскоре под ногами «загорелась» ярко-оранжевыми цветами ледяная пустыня. Несмотря на то, что нужно было идти дальше, мы стояли в оцепенении и смотрели на эту сказочную картину, не в силах оторвать взгляд.
Минут через 20 после рассвета мы двинулись дальше. Вскоре мы увидели, что наша тропа соединяется с тропой, идущей с другой стороны, по которой шли альпинисты. Как позже выяснилось, это были альпинисты из Грузии, также совершающие восхождение. Поприветствовав друг друга на своих языках, к вершине Казбека мы шли уже вместе, по узкой косой полке, над ледово-снежным плато. К 11 часам мы уже были на седловине, между Западной и Восточной вершинами.
Передохнув минут 20, мы начали штурм последнего – самого крутого участка восхождения. В 12:30 мы были на вершине, на высоте 5033 м. над у.м. Радости и эмоциям не было предела. С одной стороны хорошо виднелись покрытые зеленью горы Грузии, с другой стороны, через просветы густых облаков виднелся город Владикавказ, а с третьей стороны был виден весь Центральный Кавказ, с замыкающим цепь гор двуглавым Эльбрусом.
Пробыв на вершине Казбека около сорока минут и сфотографировавшись с флагами Северокавказских республик, мы начали спускаться вниз. Спускались быстро и к 16:00 уже подходили к штурмовому лагерю, где нас лично встречал поздравительными словами организатор альпиниады.
Остаток дня прошел быстро. Основная масса людей готовилась к раннему выходу на вершину. Всю ночь дул сильный ветер и шел снег. Под утро, я услышал сборы в лагере и вышел из палатки, чтобы сфотографировать массовый выход на штурм. Снега навалило почти по колено. Все участники построились на леднике и после непродолжительного митинга одной длинной колонной отправились в путь.
До обеда мы не спеша собирали вещи, фотографировались с новыми знакомыми на память. Возвращения основной группы мы дожидаться не стали и вчетвером начали спуск к Кармадонским ваннам. Спускаться по заснеженному крутому спуску было нелегко, но невидимая сила подгоняла вниз, так как очень хотелось погреться в горячих ваннах.
К вечеру, преодолев все рельефные препятствия, под многочасовым проливным дождем, промокшие до нитки, мы спустились к ваннам. Защита рюкзака не спасла вещи от намокания, и будущую ночь нам суждено было спасть в мокрых вещах и спальниках. Та ночь запомнилась надолго. Под утро, не выдержав мокрого холода, мы сбежал из палатки в ванную, и очень долго отогревались. На наше счастье, к утру дождь прекратился, и появилась возможность подсушить вещи.
На ваннах мы пробыли еще сутки, встречая многочисленные небольшие группы альпинистов, спускающихся после восхождения.
На следующий день, собрав вещи и попрощавшись с ребятами и организатором, мы начали спуск к пограничной заставе, откуда нас должны были забрать друзья из Нальчика.
Поздно вечером, на восьмой день с начала альпиниады, мы были дома, увезя с собой множество воспоминаний, набравшись ценного опыта и приобретя много новых знакомых.
Автор текста: Тенгиз Мокаев.
Фото Т. Мокаева, А. Дряева, К. Зеленского